Что делать если решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены Ваши права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности?
Многие считают судебный процесс наиболее эффективным способом защиты своих интересов, но эта точка зрения имеет альтернативу.
Так, спорные ситуации, возникающие при проведении таможенного контроля, могут быть разрешены в рамках досудебного обжалования, что позволит сэкономить временные и финансовые затраты, а также избежать судебных разбирательств. Досудебное обжалование имеет ряд преимуществ по сравнению с разбирательством в судебном порядке:
1) отсутствие финансовых расходов на обжалование, таких как уплата государственной пошлины, привлечение на договорной основе юристов для отстаивания интересов в судах, сбор доказательств, командировочные расходы;
2) короткие сроки рассмотрения жалобы: срок рассмотрения жалобы таможенным органом – один месяц со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу;
Данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, при этом заявителю направляется по почте заказным письмом уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.
Обращаем внимание, что для быстрого разрешения спора нужно подать жалобу строго соблюдая правила, установленные главой 51 нового Закона о таможенном регулировании.
3) сжатые сроки исполнения решения по жалобе: решение вышестоящего таможенного органа по жалобе вступает в законную силу немедленно и является обязательным для нижестоящего таможенного органа, подлежит исполнению в течение 15 рабочих дней с момента получения его таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого признаны неправомерными;
4) экономия рабочего времени: жалоба, поданная в таможенный орган, рассматривается в отсутствие лица, в то время как разбирательство в суде требует личного присутствия при рассмотрении дела, что также приводит к дополнительным временным и трудовым затратам со стороны лица, обжалующего решение или действие таможенного органа;
5) простота оформления жалобы, позволяющая защитить свои права без дополнительной юридической помощи;
Необходимо отметить, что жалоба должна содержать:
- наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;
- существо обжалуемого решения, действия (бездействия);
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.
6) при отрицательном результате рассмотрения жалобы заявитель может учесть позицию таможенного органа и при дальнейшем обжаловании в суде может более тщательно подготовиться к своей защите.
До подачи жалобы Татарстанская таможня рекомендует лицам, в отношении которых таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицам, в отношении которых решение не принято или подлежащее совершению действие не совершено, реализовывать предусмотренное статьёй 265 Закона о таможенном регулировании право на обращение в таможенные органы с запросами о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально. При этом запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения.
При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме
в течение десяти дней со дня его получения.